Обновлённые HR-Сообщества:
hr.superjob.ru

Довольных качеством высшего образования меньше всего в Москве и Санкт-Петербурге

Про жизнь | 04.08.2010 13:41
Исследовательский центр портала SuperJob.ru

Большинство молодых россиян довольны образованием, полученным в вузе, причём в регионах удовлетворённость выпускников полученными знаниями выше, чем в двух столицах. Таковы результаты опроса, проведённого Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru (www.superjob.ru ), в котором приняли участие 13000 выпускников российских вузов в возрасте до 30 лет.

Отвечая на вопрос Исследовательского центра: «Довольны ли Вы образованием, полученным в вузе?», - более трети респондентов (34%) сообщили, что их полностью устраивает полученное высшее образование. «Качество образования зависит в большей степени не от вуза, а от самого студента. Так что нечего сваливать плоды своей безответственности в период учёбы в вузе на преподавателей и вуз в целом!» - комментируют россияне. Тех, кто однозначно доволен качеством обучения, больше среди мужчин (37% против 32% среди женщин). Чаще остальных хвалят свои университеты молодые россияне с доходом выше 45000 руб. в месяц (41%): «Я доволен тем, что получил специальность, которая мне по душе». Любопытно, что удовлетворённость полученными знаниями выше у выпускников региональных вузов. Так, чаще остальных однозначно довольны качеством обучения выпускники Приволжского (38%) и Сибирского федеральных округов (37%). Как ни странно, меньше всего респондентов, полностью удовлетворённых вузовским образованием, наблюдается в Северо-Западном федеральном округе – по 24%.

Вариант ответа «скорее доволен» выбрал 41% участников опроса (38% среди мужчин и 43% среди женщин). Основные причины, не позволяющие респондентам испытывать полное удовлетворение от полученного образования, судя по их комментариям, - это трудности с поиском работы («Только в жизни оно мне не пригодилось – я работаю не по специальности, полученной в вузе») и недостаточное количество часов практических занятий («В вузах мало практики, которую можно применять в работе»). Чаще других этот вариант ответа выбирали жители Уральского федерального округа (45%).

Скорее недовольны полученным высшим образованием 18% от общего числа опрошенных выпускников. Закономерно, что таких больше среди россиян с ежемесячным доходом до 15000 рублей (20%), нежели среди тех, чья зарплата превышает 45000 рублей в месяц (15%). И вновь основная претензия – излишняя теоретизированность программы обучения и её несоответствие современным реалиям: «В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведёт к трудностям в трудоустройстве». Среди жителей Северо-Западного и Центрального федерального округов этот показатель наиболее высок и составляет 23% и 22% соответственно.

Однозначно недовольны полученным в вузе образованием 7% молодых россиян (8% среди выпускников мужского пола и 6% среди выпускниц): «На практике знания, даваемые вузом, бесполезны… Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы. Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, но в их головах нет ничего существенного». Чаще остальных на «плохую организацию образовательного процесса, взятки, низкую квалификацию преподавателей и подавление свободы слова» сетуют жители Центрального (10%) и Северо-Западного округов (9%). Заметно реже других однозначно негативную оценку своим вузам выставляют жители Уральского федерального округа (4%).

Если же говорить об отдельных населённых пунктах, то из городов-миллионеров качеством образования особенно выделяются Казань и Уфа – полученными в вузах этих городов знаниями полностью довольны 42% и 41% выпускников соответственно. Среди респондентов, скорее довольных учёбой в вузе, преобладают жители Екатеринбурга (44%), Санкт-Петербурга, Челябинска и Самары (по 43%).

Негативные оценки своим вузам чаще других выставляют молодые москвичи и петербуржцы: категорически недовольны годами, проведёнными в альма-матер, 11% и 9% из них соответственно. В отличие от них жители Екатеринбурга, Новосибирска и Самары критикуют свои вузы заметно реже (по 4%).

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 20 января – 17 мая 2010 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России до 30 лет, имеющее высшее образование
Размер выборки: 13000 респондентов

Вопрос:
«Довольны ли Вы образованием, полученным в вузе?»

Ответы респондентов распределились следующим образом:

Вариант ответа
Все
Пол
Ежемесячный доход, руб.
муж
жен
до 14999
15000-24999
25000-34999
35000-44999
от 45000
однозначно доволен(-льна)
34%
37%
32%
32%
33%
33%
34%
41%
скорее доволен(-льна)
41%
38%
43%
42%
42%
42%
42%
38%
скорее недоволен(-льна)
18%
17%
19%
20%
18%
18%
17%
15%
однозначно недоволен(-льна)
7%
8%
6%
6%
7%
7%
7%
6%

Вариант ответа
Все
Города-миллионеры
Москва
Санкт-Петербург
Екатеринбург
Нижний Новгород
Новосибирск
Ростов-на-Дону
Уфа
Самара
Казань
Омск
Челябинск
однозначно доволен
34%
27%
24%
37%
36%
39%
37%
41%
39%
42%
40%
36%
скорее доволен
41%
40%
43%
44%
42%
41%
39%
38%
43%
37%
40%
43%
скорее недоволен
18%
22%
24%
15%
17%
16%
18%
16%
14%
15%
13%
16%
однозначно недоволен
7%
11%
9%
4%
5%
4%
6%
5%
4%
6%
7%
5%

Вариант ответа
Все
Округа
Центральный
Северо-Западный
Приволжский
Южный
Уральский
Сибирский
Дальневосточный
однозначно доволен
34%
27%
24%
38%
36%
36%
37%
34%
скорее доволен
41%
41%
44%
40%
40%
45%
43%
41%
скорее недоволен
18%
22%
23%
16%
18%
15%
15%
20%
однозначно недоволен
7%
10%
9%
6%
6%
4%
5%
5%

Некоторые комментарии респондентов:

«Однозначно доволен(-льна)» - 34%
«Меня там многому научили».
«Очень много практических занятий, а также возможность применения полученных знаний на практике (работаю с 1-го курса университета)».
«Учиться можно где угодно, всё зависит от человека. Я получил знания, которые мне давали, а некоторые просто потратили время, делая вид, что учатся...»
«Качество образования зависит в большей степени не от вуза, а от самого студента. Так что нечего сваливать плоды своей безответственности в период учёбы в вузе на преподавателей и вуз в целом!»
«Отличное, почти советское образование, когда готовили специалистов широкого профиля».
«Получение технического инженерного образования я считаю полезным для развития и понимания важнейших жизненных процессов. Инженерные навыки развивают способность к прогнозированию, принятию твёрдых решений, аргументированию своих действий».
«Я доволен не только качеством полученных знаний, но и профессионализмом, и человеческими качествами преподавателей».
«Каждый сам изучает то, что хочет. В институте ему просто помогают. Если человек хочет, то он изучит всё необходимое, а если нет, то любой институт бессилен...»
«Учиться, учиться и ещё раз учиться! Никакие знания не могут быть лишними! А образование я выбирал сам – значит хотел!»
«Хороший преподавательский состав и система обучения».

«Скорее доволен(-льна)» - 41%
«Отличный институт и преподаватели».
«Всё хорошо, но зачем менеджеру углублённое изучение внутренних устройств судов и их чертежи, а также чертежи портов от Калининграда до Владивостока?! Хоть у меня и был институт водного транспорта, но наибольшее внимание нужно было уделить практическим применениям навыков менеджмента и маркетинга в условиях современного рынка».
«Образование дали достойное в плане технических знаний и специальности. Огорчение приносит только рынок труда, где потребность в инженерах катастрофически низка».
«Было выделено мало часов для изучения иностранного языка».
«Я не собираюсь на этом останавливаться».
«Новых знаний я, конечно, не получил. Однако вуз помог мне систематизировать уже имеющиеся знания и взглянуть на некоторые проблемы с разных точек зрения».
«Не заставляют учиться!»
«Без опыта работы выпускники никому не нужны».
«Доволен, что был там. Но при этом считаю, что в нашей стране отвратительная система образования».
«Только в жизни оно мне не пригодилось – я работаю не по специальности, полученной в вузе».
«Скорее да, чем нет, так как я знала, что высшее образование нужно в жизни и отдала немало денег за обучение, чтобы сейчас сказать, что недовольна. Вот только я ещё ни дня не отработала после окончания вуза…»
«Мне повезло: подавляющее большинство моих преподавателей были замечательными. И с профессиональной, и с человеческой точек зрения. Были, конечно, исключения, но очень мало. Только это и спасало, а сама система образования – очень спорная».

«Скорее недоволен(-льна)» - 18%
«Много теории, мало практики».
«Оказалось, что массы предметов, которые хотелось изучать, нет, или по ним недостаточно занятий, зато много ненужных предметов, которыми загружают. О преподавателях лучше и не говорить».
«Кадровому делу я обучалась непосредственно в компании. Должность нравится, есть желание двигаться вперёд, учиться и развиваться!»
«В настоящее время, к сожалению, мало внимания уделяется практической части образования, а слабая подготовка в сфере применения полученных знаний на практике ведёт к трудностям в трудоустройстве. Также мне кажется, что распределение, которое раньше было после окончания вуза, имело не только практический смысл – обеспечить работой молодых специалистов, но и экономический, ведь изменение профиля работы или отрасли ведёт за собой затрату времени на адаптацию и изучение особенностей производства».
«После колледжа, где дают всё и понятно, в вузе скорее забываешь спецдисциплины, а не развиваешь кругозор».
«Часть курсов по определённым предметам заменялись на другие, в корне отличающиеся от заявленных на планируемый год. Какие-то предметы, по сути, абсолютно не нужны и не востребованы после окончания вуза, но они преподавались. Какие-то предметы хотелось глубже изучать».
«Потому, что родные слишком жёстко настояли на выбранном ими вузе. Хотя вуз и хороший, но образование – «не моё».
«В большинстве университетов преподают по программе, разработанной много лет назад... Не рассказывают о новых методах, тенденциях (в экономике, в частности). Ещё очень жаль, что не обучают работе с современными компьютерными программами... Нам, например, на факультете инвестиционного менеджмента преподавали программирование на Turbo Pascal. И зачем? Ни один работодатель даже не знает, что это за программа. Чтобы найти работу, нужно ещё дополнительно учиться... А вроде высшее образование получил».
«Много теоретической части, которую трудно использовать в жизни. Хотелось бы больше практических приёмов, отработки ситуаций, возникающих в процессе работы и т. д.».
«Как правило, знания, которые мы получаем в вузе, сильно оторваны от реальности, никто не даёт даже намека на положение дел на рынке труда».

«Однозначно недоволен(-льна)» - 7%
«Заочное обучение – это потеря времени, если студент не может сам себя организовать. Да и работодатель смотрит косо на такую форму обучения».
«Очень много теории, и те применения её на практике, которые были, не пригодились в реальной жизни».
«Ужасный вуз!»
«Большинство знаний, которые преподают в вузах, не применяются на практике в реальной жизни».
«На практике знания, даваемые вузом, бесполезны. Большую часть учебной программы составляют общеобразовательные предметы (такие, как культурология, философия, теория вероятности и т. д.). Они, безусловно, развивают человека в целом, но знаний, необходимых для выбранной профессии, никаких не несут. В итоге из вузов выходят люди, которые потратили на обучение 5 лет жизни, но в их головах нет ничего существенного».
«Безответственное отношение преподавателей к студентам и вообще к образованию».
«Плохая организация образовательного процесса, взятки, низкая квалификация преподавателей, подавление свободы слова, преследование за инакомыслие».
«Преподавателям наплевать на студентов».
«Я не тот вуз выбрал (специальность бесполезная)».




Код для вставки в блог





Комментарии
04.08.2010 13:48 | Ссылка

"Негативные оценки своим вузам чаще других выставляют молодые москвичи и петербуржцы"

Меньше надо было по ночным клубам зависать..
04.08.2010 13:51 | Ссылка
Варяг

ну знаешь и в старые времена были всякие там дискотеки, однако...

Система ценностей в ВУзах давно изменилась, это факт.
04.08.2010 13:52 | Ссылка

в старые времена дискотеки по ночам не работали))
04.08.2010 13:55 | Ссылка
Варяг

ну не что не мешало тусить до утра)))
04.08.2010 13:56 | Ссылка

"от сессии до сессии")))

Современная молодежь не умеет курсачи писать за одну ночь перед их сдачей)))
04.08.2010 13:54 | Ссылка

Согдасна на 100!!!
Соблазны были всегда, а вот сессии не покупались на корню..
04.08.2010 13:55 | Ссылка
Варяг

вот и я о том же.
04.08.2010 14:04 | Ссылка

Особо касается медвузов.. Страшно становится.
Могу сказать. что и техникумы и школы не отстают...
Мой сын принципиально не хотел платить за физику в техникуме, так сдавал 11 раз. Была создана комиссия, где было сказано, что на четыре отвечают ребята.. Только после этого ему поставили 3!!
04.08.2010 14:08 | Ссылка
Варяг

писец...
04.08.2010 14:17 | Ссылка

Причем подкрался незаметно..

Сейчас он так принципиально не покупается уже два курса в институте..
Пока держиться, а то так бывает ему охота полаботрясничать, как друзья-пацаны..
04.08.2010 13:51 | Ссылка

оне чем недовольны?
тем, что учиться не хотят, а преподы над ними с кнутом не стоят?

"Заочное обучение – это потеря времени..."... не согласна...заочная форма обучения- самая честная, на мой взгляд.. если тебе что-то интересно и важно, ты сам не единожды непонятную статью прочитаешь.. и никто не должен тебя контролировать...
04.08.2010 14:05 | Ссылка
Варяг

я с тобой согласен, но во второй части автор прав - работодатель смотрит косо.
04.08.2010 14:07 | Ссылка

смотрит...
но провожают по уму.. главное, на собес пробиться!
04.08.2010 14:09 | Ссылка
Варяг

ну эт тему мы походили... кое где эти грабли в самой вакансии лежат - рассматриваются кандидаты с дневной формой обучения, ну и куда там заочник дойдёт?..
04.08.2010 14:10 | Ссылка

там-никуда... факт...
04.08.2010 15:23 | Ссылка

Гы я пожизни заочник....неодин датель ни разу про форму обучения незаикнулся
04.08.2010 15:35 | Ссылка
Варяг

ну у тебя нет, у других заикается, что с того то. У меня тоже не заикается, но фактор есть и он мне известен.
06.08.2010 09:24 | Ссылка
Сообщница

Не всему можно заочно выучиться. Представьте себе врача-заочника, умеющего заочно лечить, или биолога-заочника, заочно клонирующего. Тут важна практика, постановка рук. Даже при очной форме обучения молодых специалистов фактически учат с нуля по месту работы, как если бы с отрудника просто с улицы взяли.
06.08.2010 12:42 | Ссылка

а врачей заочно не обучают....

остальное- не зависит от формы обучения.. на любом производстве студенту скажут: забудь всё, чему тебя учили, добро пожаловать в реальную жизнь...
04.08.2010 14:25 | Ссылка

Давайте бум откровенны..
Мы потеряли одно из лучших высших школ. Конечно там были перегибы в плате истории КПСС и т.д.. Но в остальном!
Какие экономисты в химическом ВУЗе!!! Из 200 чел. 100 с красными дипломами и амбициями!!
А на вопрос -как посчитать себестоимость продукта широко открывают глазки!! Это красный диплом
04.08.2010 14:53 | Ссылка
Варяг

это точно, у нас в городе ВУЗ один готовил спецом для заказчика из нефтянки группу из года в год со времён СССР, студентам 100% трудоустройство, да на северах, но оклады от 40 000 до 70 000 на старте!!!
В итоге года 3 назад заказчик отказался от услуг ВУЗа по причине крайне низкого качества получаемых специалистов...
04.08.2010 15:02 | Ссылка

О чем речь!!!
04.08.2010 15:19 | Ссылка

Качество высшего образования))))) "Не потопаешь, не полопаешь")))
04.08.2010 16:23 | Ссылка

Я от своей вышки в Петербурге тоже не в восторге, хотя, казалось бы СПбГУ. У нас преподы по профильным дисциплинам очень часто халявно относились к преподаванию. Например могли на больничном быть раз в месяц по неделе, естественно никто не замещал, или требовать от студентов на тестах и контрольных знания того, что никогда им не преподавалось ну и тому подобные мелочи, которые сказываются на общем уровне
04.08.2010 22:07 | Ссылка

Я несколько лет назад году закончил Российский государственный торгово-экономический университет. Замечания по качеству обучения следующие:
1) было много предметов, с которыми ну никак не соприкасаешься в реальной профессиональной деятельности (работаю по специальности), в том числе и на последних курсах, где общенаучной подготовки уже нет. Почему на четвертом курсе экономистам читают одинаковые по продолжительности курсы политологии и АФХД - мне до сих пор неясно...
2) много преподов-теоретиков, которые на практике ни разу не сталкивались с той областью, которую преподают
3) много преподов, которые без конспектов своих лекций не могли нормально провести ни лекции, ни семинара
4) почти не было никаких интерактивных методов обучения, то есть на лекции все писали под диктовку препода (кто приходил, конечно...), на семинаре пересказывали лекционный материал, а на экзамене его же сдавали в виде ответов на билеты. Хорошо, если кто-то читал дополнительную литературу по интересующему предмету для себя, но для учебы этого было не нужно.
5) иностранный язык (я учил немецкий) был на примитивном уровне и шел 2 года, соответственно, к концу обучения все всё забыли:-))) Кстати, в моей группе были еще 2 студента с немецким (платники), так они вообще еле читали и почти не знали простейшей грамматики, как они сдавали вступительное собеседование по языку - могу только догадываться, наверное, институту очень нужны были деньги, а не нормально подготовленные абитуриенты.
05.08.2010 13:43 | Ссылка

Лично я не доволен вышкой, в своё время закончил среднее и высшее специальное по одному направлению, так в колледже намного лучше преподавали и денег не "выбивали" со студентов, как в ВУЗах делают повсеместно, так что вышка сегодня совсем не показатель знаний